Реализация игротерапевтических техник с элементами куклотерапии, песочной терапии и арт-терапии в образовательном процессе в младшей группе «Василёк»
Куклотерапия
Как показала практика в качестве действенного приема в работе с детьми нашей группы используем куклотерапию. Всем давно известно, кукла служит как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Нет ничего более естественного для детей, чем игра в куклы. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, детское сердце как губка впитывает каждое слово. Ребенок верит «ожившей» игрушке готов поделиться с ней своими успехами, радостями и переживаниями поделиться тем, что его беспокоит, тревожит, что он любит и чего боится. Он стремится сделать все, о чем просит его кукла.
Ребята очень любят Каркушу
Каркуша помогает нам разрешать
конфликты, работать над нарушением поведения, приходит на помощь в режимных
моментах ( при приёме пищи, одевании/раздевании, в формировании
культурно-гигиенических навыков, учит соблюдать правила безопасности.
На
занятиях по развитию речи выполняем артикуляционную гимнастику с Квакушей, у него подвижный язычок.
Ребятам очень нравится повторять за ним.
С совёнком «Тимкой» нам весело и увлекательно на занятиях по математике, окружающему миру. Дети понимают, что он очень любознательный и тоже стремятся вместе с ним узнать что- то новое. С ним мы познаем мир, выполняем физкультминутки.
Но самым интересным и эффективным направлением в работе с детьми показала песочная терапия:
- использование песка
в утреннем круге
- для снятия
эмоционального напряжения, релаксации
- в самостоятельной
деятельности
- включение песочной
терапии в образовательную деятельность. Занятия по окружающему миру, речевому
развитию, ФЭМП.
В группе специально организована развивающая среда:
- водонепроницаемая
деревянная песочница (внутренняя поверхность, дно и борта окрашены в
синий цвет. Дно символизирует воду, а борта – небо)
- песок кварцевый, мраморный, кинестический
- емкости для игр, подносы, палочки, трубочки, совочки, грабельки, лопатки,
ситечки, формочки
- природный материал: камешки разного цвета и величины, каштаны, горох,
шишки, желуди, ракушки, деревья
- цифры, буквы, геометрические фигуры, счётные палочки
- фигурки людей, животных,
насекомых, транспорт, домики и др.
Методическое оснащение:
- подборка дидактического материала, упражнений для игр с песком;
- подборка литературного материала (стихотворений, потешек, загадок,
пословиц, сказок);
- подборка схем для «рисования на песке»;
- предметные и сюжетные картинки;
- подборка музыкальных произведений.
В песочнице правила формулирует ритуальный персонаж, хранительница песка Мудрая черепашка. Она руководит «Песочной страной» и придумала правила поведения и правила игры с песком. Несмотря на и мудрый статус, правила излагаются в виде
просьб, а не приказов, которые тяжело воспринимаются детьми и мешают
установлению легких и доверительных отношений. Правила простые и понятные, не
содержат частицу «Не»
·
1. Песчинки нужно беречь и стряхивать их с
рук и игрушек обратно в песочницу.
·
2. В песочнице живут дружно и дети и
игрушки.
·
3. Чужие постройки бережём, как и свои.
·
4. Нужно быть осторожными, чтобы песок не
попал в глаза и нос.
· 5.После игры каждый убирает за собой
игрушки и разглаживает песок: песочку нужно отдохнуть.
· 6. После окончания работы моем руки!
Нарушения правил (связано с вопросом о нарушении
границ)
- Мудрая черепашка может закрыть песочницу темным платком, тканью. Такое действие сильно влияет на детей и они переживают, преждевременное завершение занятия, так же у символической ритуальной фигуры тоже есть кодекс поведения.
Например:
-
она может располагаться на бортике песочницы,
парить над поверхностью песка, приближаться к постройкам, но не опускаться на
поверхность песка. Это развивает в ребенке понимание неприкосновенности его
личной территории.
В
свободное время дети с удовольствием играют самостоятельно в песочнице. Они
создают разные панорамы для игр. Например, улица с домами, деревьями, дорогой и
транспортом, «зоопарк» с животными, «лесная полянка» с ягодами, цветами и
насекомыми, «космодром» с ракетами, «аэродром» с самолетами, «морское дно» с
камнями, ракушками, рыбами и др.
Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики. А еще одновременно позволяют решать задачи по развитию речи: развиваем фонематический слух, восприятие, развиваем связную речь, лексико-грамматические представления.
Для формирования элементарных математических представлений с детьми мы проводим специальные игры и упражнения с песком, имеющие математическое содержание. Такие игры формируют у детей представления, о величине и форме, изучаем цвета.
Включение в игры с песком мелких игрушек, природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т. п.) расширяет возможности математического развития детей.
АРТ-ТЕРАПИЯ
Применение арт-терапии для наших детей помогает выражать эмоции, чувства с помощью рисования, особенно тем детям, которые не могут их выразить с помощью речи. Достаточно взглянуть на их лица, у каждого обязательно появляются эмоции и они очень разнообразны.
Для арт-терапии применяем различное
оборудование, выполненное из подручных, бросовых материалов.
Занятия арт-терапией помогают снимать психическое напряжение, мышечные зажимы, происходит гармонизация эмоционального состояния, стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»
В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, то значит взаимодействие с окружающим миром становится более конструктивным и гармоничным. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
Главный
девиз для нас - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже
каракули и чирканье играют роль исцеления!
Применяемые нами техники показали положительное влияние не только на детей, но и педагогов. Процесс взаимодействия с детьми стал более увлекательным, продуктивным. Как показала практика игротерапевтические техники можно интегрировать как в режимные моменты, свободную деятельность, в образовательную деятельность, а также использовать в домашних условиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий