Арт-терапия

Реализация  игротерапевтических техник с элементами  куклотерапии, песочной терапии и арт-терапии в образовательном процессе в подготовительной группе «Василёк»

Куклотерапия

     Как показала практика в  качестве действенного приема в работе с детьми нашей группы используем куклотерапию. Всем давно известно, кукла служит как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Нет ничего более естественного для детей, чем игра в куклы. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, детское сердце как губка впитывает каждое слово. Ребенок верит «ожившей» игрушке готов поделиться с ней своими успехами, радостями и переживаниями поделиться тем, что его беспокоит, тревожит, что он любит и чего боится. Он стремится сделать все, о чем просит его кукла.

    Ребята очень любят Каркушу

                           

   Каркуша помогает нам разрешать конфликты, работать над нарушением поведения, приходит на помощь в режимных моментах ( при приёме пищи, одевании/раздевании, в формировании культурно-гигиенических навыков, учит соблюдать правила безопасности.

   На занятиях по развитию речи выполняем артикуляционную гимнастику, учим и повторяем скороговорки с Квакушей, у него подвижный язычок.

Ребятам очень нравится повторять за ним.

  С совёнком «Тимкой» нам весело и увлекательно на занятиях по математике, окружающему миру. Дети понимают, что он очень любознательный и тоже стремятся вместе с ним узнать что- то новое. С ним мы изучаем новые темы, считаем, выполняем физкультминутки.



       
 ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ               

   Но самым интересным и эффективным направлением в работе с детьми показала песочная терапия:

- использование песка в утреннем круге

- для снятия эмоционального напряжения, релаксации

- в самостоятельной деятельности

- включение песочной терапии в образовательную деятельность. Занятия по окружающему миру, речевому развитию, ФЭМП.

В группе специально организована развивающая среда:

- водонепроницаемая  деревянная песочница (внутренняя поверхность, дно и борта окрашены в синий цвет. Дно символизирует воду, а борта – небо)

- песок кварцевый, мраморный, кинестический

- емкости для игр, подносы, палочки, трубочки, совочки, грабельки, лопатки, ситечки, формочки

- природный материал: камешки разного цвета и величины, каштаны, горох, шишки, желуди, ракушки, деревья

- цифры, буквы, геометрические фигуры, счётные палочки

 - фигурки людей, животных, насекомых, транспорт, домики и др.

Методическое оснащение:

- подборка дидактического материала, упражнений для игр с песком;

- подборка литературного материала (стихотворений, потешек, загадок, пословиц, сказок);

- подборка схем для «рисования на песке»;

- предметные и сюжетные картинки;

- подборка музыкальных произведений.

   В песочнице правила формулирует ритуальный персонаж, хранитель песка Песочный принц. Он руководит «Песочной страной» и придумал правила поведения и правила игры с песком. Несмотря на сказочный и  царственный статус, правила излагаются в виде просьб, а не приказов, которые тяжело воспринимаются детьми и мешают установлению легких и доверительных отношений. Правила простые и понятные, не содержат частицу «Не»

·        1. Песчинки нужно беречь и стряхивать их с рук и игрушек обратно в песочницу.

·        2. В песочнице живут дружно и дети и игрушки.

·        3. Чужие постройки бережём, как и свои.

·        4. Нужно быть осторожными, чтобы песок не попал в глаза и нос.

·   5.После игры каждый убирает за собой игрушки и разглаживает песок: песочку нужно отдохнуть.

·        6. После окончания работы моем руки!

  Нарушения правил (связано с вопросом о нарушении границ)

-           Песочный принц может закрыть песочницу темным платком, тканью. Такое действие сильно влияет на детей и они переживают, преждевременное завершение занятия, так же у символической ритуальной фигуры  тоже есть кодекс поведения.

Например:

-        она может располагаться на бортике песочницы, парить над поверхностью песка, приближаться к постройкам, но не опускаться на поверхность песка. Это развивает в ребенке понимание неприкосновенности его личной территории.

        В свободное время дети с удовольствием играют самостоятельно в песочнице. Они создают разные панорамы для игр. Например, улица с домами, деревьями, дорогой и транспортом, «зоопарк» с животными, «лесная полянка» с ягодами, цветами и насекомыми, «космодром» с ракетами, «аэродром» с самолетами, «морское дно» с камнями, ракушками, рыбами и др.

  Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики. А еще одновременно позволяют решать задачи по развитию речи: развиваем фонематический слух, восприятие, развиваем связную речь, лексико-грамматические представления.



   Для формирования элементарных математических представлений с детьми мы проводим специальные игры и упражнения с песком, имеющие математическое содержание. Такие игры формируют у детей представления, о величине и форме, позволяют научить ребенка считать, сравнивать и т. п. Включение в игры с песком мелких игрушек, природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т. п.) расширяет возможности математического развития детей.

                                                            

 Например:

-        «Измерь и сосчитай» (мерными ложками пересыпают песок из одной емкости в другую и считают их количество

-        «Найди и сосчитай» (находят и считают разные предметы)

-        «Дорисуй фигуру» ( на песке рисуют геометрические фигуры, цифры, арифметические знаки)

-         «Весёлый человечек», «Выложи узор» (выкладывают фигуры из счётных палочек, семян, камушек и др.)

-        «Нарисуй дорожку» (развитие графомоторных навыков)

-        «Дойди по дорожке» (графические диктанты)

-        «Угадай, где спрятано?» (ориентировка на плоскости,  умение видеть углы и середину песочницы, повторять названия геометрических фигур и их цвет)

-        «Вертикаль – горизонталь» (находить вертикаль, горизонталь и диагональ

-        Решение логических задач (находить по описанию   местонахождение игрушки, повторять название цвета  и др.) Игр можно придумать множество.

 Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.

АРТ-ТЕРАПИЯ

  Применение арт-терапии для наших детей помогает выражать эмоции, чувства с помощью рисования, особенно тем детям, которые не могут их выразить с помощью речи. Достаточно взглянуть на их лица, у каждого обязательно появляются эмоции и они очень разнообразны.

  Для арт-терапии применяем различное оборудование, выполненное из подручных, бросовых материалов.


  Занятия арт-терапией помогают снимать психическое напряжение, мышечные зажимы, происходит гармонизация эмоционального состояния, стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»

                                            

                                




  В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, то значит взаимодействие с окружающим миром становится более конструктивным и гармоничным. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

   Главный девиз для нас - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и чирканье играют роль исцеления!

  Применяемые нами техники показали положительное влияние не только на детей, но и педагогов. Процесс взаимодействия с детьми стал более увлекательным, продуктивным. Как показала практика игротерапевтические техники можно интегрировать как в режимные моменты, свободную деятельность, в  образовательную деятельность, а также использовать в домашних условиях.

       


Комментариев нет:

Отправить комментарий