Реализация игротерапевтических техник с элементами куклотерапии, песочной терапии и арт-терапии в образовательном процессе в подготовительной группе «Василёк»
Куклотерапия
Как показала практика в качестве действенного приема в работе с детьми нашей группы используем куклотерапию. Всем давно известно, кукла служит как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Нет ничего более естественного для детей, чем игра в куклы. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, детское сердце как губка впитывает каждое слово. Ребенок верит «ожившей» игрушке готов поделиться с ней своими успехами, радостями и переживаниями поделиться тем, что его беспокоит, тревожит, что он любит и чего боится. Он стремится сделать все, о чем просит его кукла.
Ребята очень любят Каркушу
Каркуша помогает нам разрешать
конфликты, работать над нарушением поведения, приходит на помощь в режимных
моментах ( при приёме пищи, одевании/раздевании, в формировании
культурно-гигиенических навыков, учит соблюдать правила безопасности.
На
занятиях по развитию речи выполняем артикуляционную гимнастику, учим и
повторяем скороговорки с Квакушей, у него подвижный язычок.
Ребятам очень нравится повторять за ним.
С совёнком «Тимкой» нам весело и увлекательно на занятиях по математике, окружающему миру. Дети понимают, что он очень любознательный и тоже стремятся вместе с ним узнать что- то новое. С ним мы изучаем новые темы, считаем, выполняем физкультминутки.
Но самым интересным и эффективным направлением в работе с детьми показала песочная терапия:
- использование песка
в утреннем круге
- для снятия
эмоционального напряжения, релаксации
- в самостоятельной
деятельности
- включение песочной
терапии в образовательную деятельность. Занятия по окружающему миру, речевому
развитию, ФЭМП.
В группе специально организована развивающая среда:
- водонепроницаемая
деревянная песочница (внутренняя поверхность, дно и борта окрашены в
синий цвет. Дно символизирует воду, а борта – небо)
- песок кварцевый, мраморный, кинестический
- емкости для игр, подносы, палочки, трубочки, совочки, грабельки, лопатки,
ситечки, формочки
- природный материал: камешки разного цвета и величины, каштаны, горох,
шишки, желуди, ракушки, деревья
- цифры, буквы, геометрические фигуры, счётные палочки
- фигурки людей, животных,
насекомых, транспорт, домики и др.
Методическое оснащение:
- подборка дидактического материала, упражнений для игр с песком;
- подборка литературного материала (стихотворений, потешек, загадок,
пословиц, сказок);
- подборка схем для «рисования на песке»;
- предметные и сюжетные картинки;
- подборка музыкальных произведений.
В песочнице правила формулирует ритуальный персонаж, хранитель песка Песочный принц. Он руководит «Песочной страной» и придумал
правила поведения и правила игры с песком. Несмотря на сказочный и царственный статус, правила излагаются в виде
просьб, а не приказов, которые тяжело воспринимаются детьми и мешают
установлению легких и доверительных отношений. Правила простые и понятные, не
содержат частицу «Не»
·
1. Песчинки нужно беречь и стряхивать их с
рук и игрушек обратно в песочницу.
·
2. В песочнице живут дружно и дети и
игрушки.
·
3. Чужие постройки бережём, как и свои.
·
4. Нужно быть осторожными, чтобы песок не
попал в глаза и нос.
· 5.После игры каждый убирает за собой
игрушки и разглаживает песок: песочку нужно отдохнуть.
· 6. После окончания работы моем руки!
Нарушения правил (связано с вопросом о нарушении
границ)
- Песочный принц может закрыть песочницу темным платком, тканью. Такое действие сильно влияет на детей и они переживают, преждевременное завершение занятия, так же у символической ритуальной фигуры тоже есть кодекс поведения.
Например:
-
она может располагаться на бортике песочницы,
парить над поверхностью песка, приближаться к постройкам, но не опускаться на
поверхность песка. Это развивает в ребенке понимание неприкосновенности его
личной территории.
В
свободное время дети с удовольствием играют самостоятельно в песочнице. Они
создают разные панорамы для игр. Например, улица с домами, деревьями, дорогой и
транспортом, «зоопарк» с животными, «лесная полянка» с ягодами, цветами и
насекомыми, «космодром» с ракетами, «аэродром» с самолетами, «морское дно» с
камнями, ракушками, рыбами и др.
Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены
разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает
возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального
опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний,
тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики. А еще одновременно
позволяют решать задачи по развитию речи: развиваем фонематический слух, восприятие,
развиваем связную речь, лексико-грамматические представления.
Для формирования элементарных математических представлений с детьми мы проводим специальные игры и упражнения с песком, имеющие математическое содержание. Такие игры формируют у детей представления, о величине и форме, позволяют научить ребенка считать, сравнивать и т. п. Включение в игры с песком мелких игрушек, природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т. п.) расширяет возможности математического развития детей.
Например:
-
«Измерь и сосчитай» (мерными ложками пересыпают
песок из одной емкости в другую и считают их количество
-
«Найди и сосчитай» (находят и считают разные
предметы)
-
«Дорисуй фигуру» ( на песке рисуют
геометрические фигуры, цифры, арифметические знаки)
-
«Весёлый
человечек», «Выложи узор» (выкладывают фигуры из счётных палочек, семян,
камушек и др.)
-
«Нарисуй дорожку» (развитие графомоторных
навыков)
-
«Дойди по дорожке» (графические диктанты)
-
«Угадай, где спрятано?» (ориентировка на
плоскости, умение видеть углы и середину песочницы, повторять
названия геометрических фигур и их цвет)
-
«Вертикаль – горизонталь» (находить вертикаль,
горизонталь и диагональ
-
Решение логических задач (находить по описанию
местонахождение игрушки, повторять название цвета и др.) Игр можно придумать множество.
Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.
АРТ-ТЕРАПИЯ
Применение арт-терапии для наших детей помогает выражать эмоции, чувства с помощью рисования, особенно тем детям, которые не могут их выразить с помощью речи. Достаточно взглянуть на их лица, у каждого обязательно появляются эмоции и они очень разнообразны.
Для арт-терапии применяем различное
оборудование, выполненное из подручных, бросовых материалов.
Занятия арт-терапией помогают снимать психическое напряжение, мышечные зажимы, происходит гармонизация эмоционального состояния, стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»
В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, то значит взаимодействие с окружающим миром становится более конструктивным и гармоничным. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
Главный
девиз для нас - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже
каракули и чирканье играют роль исцеления!
Применяемые нами техники показали положительное влияние не только на детей, но и педагогов. Процесс взаимодействия с детьми стал более увлекательным, продуктивным. Как показала практика игротерапевтические техники можно интегрировать как в режимные моменты, свободную деятельность, в образовательную деятельность, а также использовать в домашних условиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий